ИТОГИ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ ШКОЛЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
ИТОГИ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ ШКОЛЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
1 марта 2018 года с 10.00 часов до 18.00 часов в районном Доме культуры «Победа» пос. Чунский состоялось первое занятие областного семинара-практикума «Школа руководителя». Семинар организовали ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества», МКУ «Отдел культуры, спорта и молодёжной политики администрации Чунского района» и МУК «Централизованная клубная система Чунского района». Тема семинара: «Опыт деятельности модельных домов культуры». Практикум «Методика написания программы развития деятельности учреждения».
Первый заместитель мэра Чунского района Емелин Алексей Вячеславович открыл первое занятие Школы руководителя, подчеркнув особое значение самообразования и обмена опытом среди коллег. У культуры Чунского района сложились свои традиции, и что очень важно, здесь ценят людей, которые развивают народное творчество и прославляют чунскую землю. Чтят память Галины Сатаровны Маньковой, которая внесла большой вклад в развитие вокального творчества района и Иркутской области.
Гордятся достижениями самодеятельных артистов на областных, всероссийских, международных конкурсах: народная студия эстрадной песни «Камертон» (Анна Петровна Лабинцева); народный ансамбль танца «Надежда» (Третьякова Надежда Николаевна); народный ансамбль «Лесогорские узоры» (Студнова Татьяна Федоровна); народный театр «Песочные часы» (Шеломенцева Лира Владимировна). Работает уникальное учреждение в Иркутской области – Центр театрального творчества «ЛиК» («Люди и Куклы»), руководитель – Толмачёва Ольга Викторовна.
С 2008 года ведёт системную работу по развитию сферы культуры Бриткова Лариса Георгиевна, начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики. В 2009 году создано муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система», в состав которой вошли досуговые центры района (директор – Лабинцева Анна Петровна). Это позволяет координировать работу учреждений эффективно и качественно развивать самодеятельное народное творчество.
Участниками ШКОЛЫ РУКОВОДИТЕЛЯ стали 70 руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений г. Усть-Илимска, Братского, Нижнеилимского, Усть-Кутского, Усть-Илимского,Тайшетского и Чунского районов и 94 представителя клубных формирований самодеятельного народного творчества РДК «Победа», Центра театрального творчества «ЛиК» и Культурно-досугового информационного центра пос. Лесогорска.
На сегодняшний день не существует определенных стандартов, по которым можно было бы определить, какими профессиональными и личностными качествами должны владеть директора учреждений культуры. Ведь учреждение культуры выполняет разные функции: обычной творческой деятельности, внедрения новых проектов; материально-технического, юридического и финансового обеспечения; рекламы и так далее. На сегодняшний день руководителю в первую очередь необходимо: наличие опыта, касающегося руководства проектами; владение технологиями менеджмента; взаимодействие с различными творческими объединениями, организациями и учреждениями; навыки публичной деятельности, одновременно решая массу задач и реагируя на запросы разного уровня. Профессиональные требования к управленческим кадрам довольно высоки. Это вызвано изменениями в законодательстве и в современных социально-экономических условиях в самих населенных пунктах, где функционирует дом культуры. Директор всегда должен идти в ногу с прогрессом, а для этого ему необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. Для решения этой задачи и разработана Иркутским областным Домом народного творчества такая форма повышения профессионального уровня – «Школа руководителя». Результатом занятий станетобобщение и распространение передового опыта деятельности культурно-досуговых учреждений Иркутской области.
Семинар-практикум «Школа руководителя» – система учебно-методических занятий для специалистов домов культуры Иркутской области. Участники «Школы руководителя» – директора, заместители руководителей, методисты и библиотекари домов культуры Иркутской области.
Работа КДУ сегодня – это быстро меняющаяся арена действий, и чтобы быть всегда современным, необходимо овладеть технологией стратегического управления. Поэтомуосновная тема школы – «Стратегия развития деятельности дома культуры» направлена на овладение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками по разработке программы развития деятельности дома культуры. Методы обучения: творческие задания, изучение рекомендуемой литературы, работа в творческих группах, конкурсы презентаций, защита программы развития деятельности учреждения, описание опыта деятельности.
В связи с этим 28 февраля, накануне занятий, организаторы семинара провели встречи с творческими коллективами и специалистами в модельных ДК Чунского района: РДК «Победа», Центре театрального творчества «ЛиК» и Культурно-досуговом информационном центре пос. Лесогорска. Эти встречи дали полное представление о творческой деятельности учреждений, выявили современные подходы в обучении кадров и опыт сохранения народной культуры. Настоящие профессионалы – Анна Лабинцева, Ольга Толмачёва, Татьяна Студнова вместе с коллегами организовали работу творческих коллективов так, что им было что показать на конкурсе презентаций модельных домов культуры: программа развития МБУК «ЦТТ «ЛиК», о деятельности районного Дома культуры «Победа» и Народного хореографического ансамбля «Надежда»; Семейный клуб «Д.В.О.Р.» Культурно-досугового информационного центра пос. Лесогорска.
В конкурсе презентаций успешных направлений деятельности КДУ были представлены работы девяти учреждений. Тематика презентаций: реализация новых проектов по организации досуга населения в соответствии с местными народными обычаями и традициями; внедрение новых форм и методов развития любительского художественного творчества, система работы межпоселенческого КДУ по методическому сопровождению работы сельских учреждений; библиотека сельского КДУ – хранитель традиционного культурного наследия, коммуникационная площадка для интеллектуального развития и культурного досуга населения; КДУ – площадка для творческой самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья; реализация проектной деятельности культурно-досугового учреждения в летний период с детьми и подростками; организация комплексных тематических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения.
В результате конкурса участники конкурса награждены дипломами.
Среди городских КДУ:
ЛАУРЕАТЫ III СТЕПЕНИ
Баженова Вера Анатольевна и Гутман Светлана Юрьевна МАУК «Дворец культуры» им. И.И. Наймушина» г. Усть-Илимска
Среди межпоселенческих КДУ:
ЛАУРЕАТЫ I СТЕПЕНИ
Третьякова Надежда Николаевна, главный балетмейстер Народного хореографического ансамбля «Надежда» РДК «Победа» МО «Чунский район»
Толмачева Ольга Викторовна, директор МБУК «ЦТТ «ЛиК» Чунского района»
ЛАУРЕАТ II СТЕПЕНИ
Романова Татьяна Павловна, ведущий методист МБУК МРДК «Юбилейный» МО «Тайшетский район»
ЛАУРЕАТ III степени
Гапонько Наталья Николаевна, методист МБУК МРДК «Юбилейный»
МО «Тайшетский район»
Среди сельских КДУ:
ЛАУРЕАТ I степени
Шишов Алексей Григорьевич, директор МУК «Культурно-информационный центр Березняковского сельского поселения Нижнеилимского района»
ЛАУРЕАТ II степени
Алексешникова Наталья Сергеевна, художественный руководитель
МКУК «Культурно-досуговый информационный центр» Лесогорского МО
ЛАУРЕАТ III степени
Коршакевич Лариса Анатольевна, директор МКУ «Центр культуры, информации и спорта Новочунского муниципального образования»
ЗА УЧАСТИЕ
Марченко Вера Дмитриевна, директор МКУК «Центр культуры Каменского муниципального образования МО «Чунский район»
Головичева Елена Ивановна, менеджер культурно-массового досуга МУК «Межпоселенческий культурно- досуговый центр» г. Усть-Кута
После конкурса презентаций тема методики написания программы развития деятельности учреждения стала основной на занятии. Разработка программы развития деятельности дома культуры – это возможность для творческого коллектива учреждения критически оценить результаты работы за последние годы: проанализировать профессиональный уровень специалистов, содержание, формы и методы культурно-досуговой деятельности. Затем – обозначить проблемы и определить пути обновления деятельности учреждения. Участниками разработки программы развития должны стать все специалисты дома культуры, так как это реально обеспечит нововведения и изменения в работе Дома культуры.
Задачи деятельности КДУ по сохранению и развитию
традиционной народной культуры
В последнее время приоритетом деятельности внутренней политики государства является сохранение и возрождение народного традиционного искусства и фольклора, в том числе актуального направления – нематериальное культурное наследие (НКН). На семинаре была представлена классификация объектов НКН, разработанная Пашиной Ольгой Алексеевной, ученым секретарём Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, доктором искусствоведения.
Анализируя работу КДУ Иркутской области по популяризации народных традиций, нами отмечено, что обычно в ДК проводятся праздники и фестивали национальных культур, русские народные празднества и гуляния, такие как Святки, Масленица, Троица и другие.
К сожалению, содержание этих праздников не всегда соответствует исконным национальным традициям и обычаям. Практически утеряны знания о том, что, например, все масленичные игры и обряды изначально направлены на величание молодых, укрепление семьи. Современные же народные гуляния на Масленицу часто отождествляют с праздником Проводов зимы.
В Иркутской области интересным является опыт учреждений культуры Заларинского района по возрождению традиций вепсов и голендров, в Нижнеудинском районе в пос. Атагай – по возрождению традиций выращивания и тканья изо льна, в Дворце культуры «Дружба» города Усть-Илимска работает проект «Школа фольклора «Истоки», в Тайшетском районе – аудиопроект православных праздников России «Симфония небес» и проект «Традиции народа».
Определены основные задачи деятельности по изучению, сохранению и развитию традиционной народной культуры:
– основой работы является исследовательская деятельность. Её цель – выявление, фиксация, систематизация и мониторинг предметов и объектов нематериального культурного наследия;
– возрождение традиционных ремесел, народных праздников, обрядов. При этом организаторы мероприятий должны обращаться к истокам, изучать традиции, обычаи, обряды различных национальностей;
– популяризация деятельности носителей и хранителей традиционной народной культуры, оказание услуг с использованием объектов нематериального культурного наследия широким слоям населения;
– систематизация работы по изучению, сохранению и популяризации традиционной народной культуры. Как итог – передача традиций из поколения в поколение.
Информационное сопровождение деятельности культурно-досуговых учреждений
На семинаре-практикуме были изложены теоретические основы информационного сопровождения деятельности культурно-досуговых учреждений Чунского района: ведение сайта, виды и схемы распространения информации, сроки, ответственные лица.
В рамках семинара специалисты ИОДНТ посетили 3 учреждения культуры из 12: МБУК «Централизованная клубная система Чунского района» РДК «Победа», МБУК «ЦТТ «ЛиК» Чунского района и ДК «Родник» п. Лесогорск. Приятно отметить, что в «Победа» и «ЛиК» «живут» полной жизнью: в кабинетах занимаются счастливые дети, проходят мероприятия, все выглядит эстетично!
В Чунском районе нет телевидения, но учреждения культуры тесно сотрудничают с двумя газетами, которые освещают культурную жизнь. У отдела культуры, спорта и молодежной политики Чунского района, РДК «Победа» и Культурно-досугового информационного центра Веселовского муниципального образования есть собственные сайты. На них актуальная информация для посетителей, афиши, фотографии. В целом работа ведется, пожелания по оформлению главных страниц сайтов специалисты услышали, и в ближайшее время будут установлены версии просмотров для людей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистам культурно-досуговых учреждений Чунского района, не имеющих сайты, рекомендовано воспользоваться бесплатными ресурсами: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram.
На данный момент информационное сопровождение деятельности КДУ успешно ведется на муниципальном уровне. Общие пожелания: выводить информацию на областной и федеральный уровни через отдел методики клубной работы ИОДНТ. В этом направлении работа уже началась, так в п. Лесогорске выявлено, что директор ДК «Родник» Студнова Татьяна Федоровна в 80-е годы собрала и зафиксировала песенный фольклор Чунского района. Предложено к сентябрю рассмотрение экспедиционных материалов на редколлегии ИОДНТ и дальнейшая их публикация в серии «Фольклор Иркутской области» на 2019 год. Всем специалистам рекомендовано отправлять информацию о мероприятиях во вкладку «Вести из области» на e-mail: ocnt-info2010@yandex.ru. В сборник «Народная культура Приангарья» просим отправить материал по свадебному обряду, записанному Студновой Татьяной Федоровной в Лесогорске.
Программа развития должна обосновываться на исследованиях и фактических данных. Она должна быть понятна для тех, кто прямо или косвенно заинтересован в изменениях дома культуры, поскольку творческие работники входят в команду разработчиков программы и имеют возможность реально влиять на планируемые изменения. В этом случае творческая группа имеет шанс гораздо глубже понять этот важнейший документ и, соответственно, более компетентно и квалифицированно вести его обсуждение. Творческая группа, на наш взгляд, в обязательном порядке должна иметь свою позицию и по отношению к способу формирования программы развития ДК, и по отношению к ее содержанию. В отдельных случаях она может и должна выступить инициатором ее создания. Однако как разработка, так, впрочем, и написание программы развития (особенно хорошей программы) дома культуры требует специальных знаний и навыков:
- Логика и стройность изложения. Каждый последующий раздел должен «вытекать» из предыдущего.
- Простота и ясность написанного для непрофессиональных управляющих.
- Хорошая, добротная аналитическая часть, в которой объясняется, почему Дом культуры собирается двигаться именно в заданном направлении.
- Описание ожидаемых результатов. Отдельные программы и проекты «грешат» тем, что в них прописано большое количество мероприятий (действий), реализация которых не ведет ни к каким изменениям.
- Содержание конкретного плана действий по достижению ожидаемых результатов.
- Наличие бюджета, определяющего необходимые ресурсы для реализации программы.
- Наличие механизмов реализации.
- Указание способа измерения ожидаемых результатов.
- Реалистичность. Нет нужды строить «замки на песке», т.е. планировать то, что никогда не сможет быть реализовано.
- В разработке программы должны принимать участие представители всех заинтересованных в ее развитии групп.
- Для того чтобы программа как документ приобрела реальную силу, она должна быть утверждена учредителем.
Программа развития дома культуры должна ответить на три важных вопроса:
- Чего достиг наш дом культуры сегодня, каковы его сильные и слабые стороны, достижения и проблемы?
- Каким мы хотим видеть наш дом культуры и его кружковцев (участников клубных формирований)?
- Что и как мы сделаем, чтобы дом культуры успешно перешел от своего сегодняшнего состояния к желаемому будущему?
Семинар состоялся. Задача специалистов ДК – творчески подойти к разработке программы. В мае – второе занятие на курсах повышения квалификации в г. Иркутске.
Иркутский областной Дом народного творчества благодарит отдел культуры, спорта и молодежной политики и творческий коллектив РДК «Победа» за качественную подготовку и проведение ШКОЛЫ РУКОВОДИТЕЛЯ!
Галина КОРОДЮК
Наталья ОСТАНИНА
Александра ВОРОНИНА
отдел методики клубной работы
ГБУК «ИОДНТ»
www.iodnt.ru, metodiodnt@mail.ru, тел.8 (3952) 24-27-31